Песталоцци. «Всё для других, ничего для себя.»

Швейцарский гений педагогики И.Г.Песталоцци, широко известен тем, что:

детей он учил наукам, взрослых – тому, как воспитывать детей, педагогов – правильному подходу к процессу обучения.

К. Д. Ушинский полагал, что «метод Песталоцци» является открытием, дающим право его автору считаться первым народным учителем. И. Г. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. Его идеи развивали крупнейшие педагоги мира: К.Ю.Блохманн, К.Д.Ушинский, А.А.Хованский и другие.

Сам же он обращался к населению своей страны Гельвеции [Швейцария] так:

«Я долго смотрел на твое жалкое, тяжелое положение, и сердце мое исполнилось скорбью. Дорогой мой народ, сказал я себе, я помогу тебе. У меня нет искусства, я не вооружен наукой, в этом свете я ничто, совсем ничто, но хорошо знаю тебя и отдаю тебе все, что успел приобрести в течение моей трудовой жизни. Я отдаю тебе всего себя.»

Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 года в небогатой семье хирурга. Начальное образование Песталоцци получил сперва под руководством своего деда-пастора, а затем в одной из городских школ Цюриха.

Большую часть времени Иоганн проводил за чтением под наблюдением матери и служанки. Он не играл на улице, как большинство детей его возраста, детские игры и шалости были ему чужды. Воспитание Песталоцци отличалось религиозностью. Стойкость и самопожертвование двух женщин (матери и служанки) пробудили в Иоганне дух самопожертвования, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Заметной чертою характера Песталоцци была его необычайная чувствительность к чужому страданию, к чужому горю, которая осталась в Песталоцци на всю жизнь. В детстве вид раздавленного червяка заставлял его плакать; встречаясь с нищим, он отдавал все, что у него было, и часто оставался голодным, относя свою обеденную порцию какому-нибудь бедняку.

Один из его первых биографов писал: «Такого бескорыстного, чуждого всякой лжи и притворства, такого безгранично, всецело преданного делу народного образования, с запасом какой-то лихорадочной деятельности человека ещё свет не создавал. Редко кто так бескорыстно, так горячо любил своё отечество, как Песталоцци, редко кто с такой глубокой грустью, с такою жгучей болью в сердце смотрел на недуги времени; немногие были столь откровенны и прямы во всех своих поступках и действиях»

Главное средство изменения общества И.Г. Песталоцци видел в изменении методов воспитания детей, которые должны обеспечивать им единство нравственного, умственного и физического развития, а также подготовку к производительному труду через активное участие в нем.

«Свой идеал народной школы И.Г. Песталоцци попытался реализовать еще в «Учреждении для бедных». Открыл ее в своем маленьком имении в Нейгофе (1774–1780), где его воспитанники наряду с обучением чтению, письму, арифметике и пению они получали трудовую подготовку. Занимались сельским хозяйством, работали в прядильной и ткацкой мастерских под руководством опытных ремесленников. Для экономии времени дети, работая в мастерской, одновременно следили за буквами, которые писались на доске, слушали рассказ учителя, заучивали что-либо наизусть, упражнялись в устном счете и т.д. Трудовая деятельность использовалась и для развития их способности к самостоятельным суждениям, упражнения внимания, умения сосредоточиться, а также для выработки таких личностных качеств, как трудолюбие, скромность, уважение к человеческому достоинству и т.д.

Наблюдая за трудом детей в своем воспитательном учреждении, И.Г. Песталоцци пришел к выводу, что сам по себе труд воспитанников педагогически нейтрален. Первостепенное значение имеет воспитательное воздействие личности педагога.»

Исчерпав на содержание приюта все личные средства и не получая ожидаемой благотворительной помощи, И.Г. Песталоцци вынужден был его закрыть. Свой педагогический эксперимент И.Г. Песталоцци продолжил в декабре 1798 г. в Станце, где по поручению правительства Швейцарской республики принял руководство детским приютом, в котором было размещено около 80 осиротевших и безнадзорных детей в возрасте от 5 до 10 лет. Приют просуществовал всего лишь полгода – с декабря 1798 по июнь 1799 г. – и был закрыт в связи с военными действиями.

В одном из своих писем Песталоцци пишет:

“Я был один с ними, и хотя, с одной стороны, такое беспомощное положение обходилось мне очень дорого, но, с другой – оно было полезно для моей цели. С утра до ночи дети встречали меня одного в своей среде. Все доброе и для их тела, и для души исходило от меня одного. Я помогал им, я учил их, я говорил с ними; их глаза смотрели в мои, их руки хватались за мою, когда встречалась, какая бы то ни было надобность в поддержке. Мои слезы сливались с их слезами, когда они плакали; моя улыбка встречала их смех, когда им было весело. Они были отрешены от мира, даже от Станца. Они были только со мною, и я был с ними. Что они ели, то ел я; что пили они, то и я пил. У меня не было ничего: ни хозяйства, ни слуг, ни друзей, – у меня были только они. Были они здоровы – я находился в их среде; заболевал кто-нибудь – я сидел у его кровати. Я спал также с ними; ложился, когда последний из них засыпал, и вставал, когда еще никто не просыпался. Мы молились вместе, а пока они засыпали, мои рассказы или развлекали, или учили их: это было их собственное желание. Я ухаживал за ними, стараясь устранить последствия неопрятности, столь понятной при нищете, и дети скоро приучались ценить все, что я для них делал. Лучшими защитниками, когда меня бранили, были именно эти бедные, заброшенные дети. Они чувствовали, как будто всю несправедливость, с которой относились ко мне, и привязывались еще более. Я не знал системы, метода, приемов, кроме тех, которые основывались на любви детей ко мне, и не хотел знать. Я верил в то, что убеждение в моей искренней сердечной любви к ним изменит к лучшему моих детей так же скоро, как изменяет весеннее солнце поверхность почвы, застывшей в холодную, неприветную зиму”.

Педагогические наблюдения и выводы из своей практической работы в Нейгофе и Станце И.Г. Песталоцци изложил в таких широко известных сочинениях, как «Лингард и Гертруда» (1781–1787), «Письмо другу о пребывании в Станце» (1799) и некоторых других.

Также он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825).

Помимо горячей любви к детям, у Песталоцци было еще другое средство, при помощи которого он мог делать чудеса в своей области. Средство это – уважение личности в ребенке. Песталоцци никогда не приказывал, никогда ничего не требовал от детей; он объяснял им, что нужно и почему нужно, и дети всегда охотно делали то, что было нужно. Причина успеха Песталоцци крылась в том, что он был воспитатель не по должности, а по призванию.

Ещё одной основой воспитания в приютах Песталоцци являлся труд.

Песталоцци полагал, что нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. «Отчий дом, — восклицает Песталоцци, — ты школа нравов». Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. В школе сильно расширяется круг социальных отношений ребенка, и задача учителя — организовать их на началах деятельной любви школьника ко всем, с кем он необходимо вступает в тесные отношения. Его социальные связи, все более расширяясь, должны привести к тому, что он осознает себя частью общества и распространит свою любовь на все человечество.

В своей речи Песталоцци, произнесённой 12 января 1818 года, особо указал, что его жизнь, во многих отношениях была больше общественной, чем частной. В этот час он чувствовал себя больше состоящим на службе обществу, чем живущим своими личными интересами. На площади Песталоцци в городе Ивердон (Швейцария) поставлен памятник в его честь, где вычеканили среди других строчек и такую: ВСЁ ДЛЯ ДРУГИХ, НИЧЕГО ДЛЯ СЕБЯ.

https://youtu.be/0i2I5B00uU4

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *