Николай Путилов
Автор: Вадим Эрлихман
Этот человек едва ли не в одиночку перестроил русскую промышленность, приблизив ее к европейской. Построил громадные заводы, флотилии кораблей, крупнейший в стране порт. При этом не положил в свой карман ни копейки.
ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ
Весной 1854 года на рейде Кронштадта появилась англо-французская эскадра. Наблюдая ее в подзорную трубу с балкона петергофского дворца, император Николай I остро ощущал свою беспомощность, в собственной столице чувствовал себя как в клетке — в любой момент враги могли пойти на штурм, и русский флот, мало изменившийся со времен Петра Великого, пошел бы ко дну.
Согласно легенде, великий князь вызвал Путилова и спросил: «Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет — вот тебе мои личные двести тысяч».
Путилов взял на себя этот невозможный заказ с выполнением его в назначенный срок — к маю месяцу 1855 года. Без контракта, без залога, без правительственного контроля над производством всех работ. Никто другой не брался за выполнение поручения императора вообще ни на каких условиях.
ТРИУМФ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Задача была сродни подвигу Геракла. Винтовых кораблей, которых ждали от Путилова, в России до сих пор не строили. Быстро это сделать на неразворотливых казенных верфях невозможно. Оставался один выход — раздать заказы частным подрядчикам и молить Бога, чтобы они выполнили работу точно и в срок. Но где взять две тысячи рабочих?
Путилов нашел выход: отправился в Ржев, где в отсутствие импортного хлопка сидели без работы ткачи.
Вот как он позже вспоминал дальнейшее: «Привезли мы прядильщиков, расписали их по заводам и мастерским. Назначили: кому из них быть литейщиком, кому слесарем, токарем, котельщиком. И на артель в несколько человек дали по одному старому мастеровому. Через неделю все принялись за работу… Весь январь, февраль и март во всех уголках столицы, где только есть что-либо для механического дела, работали с неутомимой деятельностью — в две смены… Толпы мастеровых-новичков смело шли на работу единственно в убеждении, что незнание можно заменить сметливостью. В XX веке это назовут сетевым планированием и управлением.
А тогда, в мае 1855 года, вражеский флот, снова появившийся на Балтике с началом навигации, встретили 32 канонерские лодки, на каждой из которых было установлено по несколько пушек. Поначалу англичане и французы не воспринимали всерьез небольшие кораблики, но первый же бой у Толбухина маяка привел противника в чувство. Канонерка «Шалун» разворотила вовсе не шаловливыми 60-фунтовыми ядрами борт английского фрегата и быстро удалилась, не получив ни царапины. А на защиту столицы усилиями Путилова вставали все новые корабли. Когда их число достигло 81, союзники «показали корму».
Больше всего современников поразило то, что при небывалой скорости строительства Путилов не допустил никакого перерасхода средств — напротив, сэкономил и вернул великому князю Константину Николаевичу 20 тысяч рублей.
ТАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ
Царь Александр II начал реформы, призванные избавить Россию от импортной зависимости. Ведь железо для корабельных котлов приходилось покупать в Англии, стальные пушки — в Германии, на знаменитом заводе Круппа.
Путилов работал в интересах государства, он пригласил Петра Обухова в столицу, выбил в казне двухмиллионный кредит, получил в управление разорившийся завод на южной окраине Петербурга и наладил там производство стали. В итоге выгод предприятие не принесло и за долги отошло государству, но к 1871 году Россия смогла обходиться без крупповской стали.
ПРОЕКТ, ЕЩЕ ПРОЕКТ…
В 1863 новое дело: спасение российских железных дорог — рельсы завозились из-за границы, от мороза они лопались, а качество отечественных оказалось еще хуже. Путилов сказал: «Дайте мне в долг любой железоделательный завод, и я завалю Россию рельсами!»
Отыскался очередной разорившийся заводик, и Путилову отдали его с очередным невыполнимым заданием: запустить производство за месяц. Он вспоминал: «Кинули клич по губерниям — ехать свободному народу по железным дорогам и на почтовых. Через несколько дней приехало до тысячи пятисот человек; сделали расписание — кому быть вальцовщиком, кому пудлинговщиком, кому идти к молоту, кому к прессу». Рабочим платили гроши, они ютились в лачугах, которые сами строили из подручных материалов. Построили и цеха: на цементном полу возводили каркас из старых рельсов и обшивали досками. Был январь, лютый мороз, согреваться приходилось работой. Путилов первым применил метод быстрого строительства предприятия «с нуля».
Через 18 дней после начала стройки, завод начал в три смены выпускать рельсы. Путилов изобрел новый метод: сверху, там, где рельс соприкасался с колесами поезда, на него наковывалась стальная полоса. Такие рельсы обходились на 30% дешевле импортных и были гораздо прочнее.
Завод, который сразу стали называть Путиловским, выпускал «в ассортименте» и все необходимое для железных дорог — вагоны, паровозы, мосты.
ПУТИЛОВСКИЙ, «КРАСНЫЙ ПУТИЛОВЕЦ», КИРОВСКИЙ…
Николай Иванович умер накануне Пасхи. Как всех морских офицеров, бывшего мичмана отпевали в Никольском морском соборе. Оттуда рабочие, пришедшие на похороны огромной толпой, несли гроб 14 километров до самого канала. Там его погребли в небольшой часовне.
…Судьба открывала перед ним множество путей — ученого, мореплавателя. Но он стал выдающимся русским менеджером. Правда, не слишком успешным по нынешним меркам. Ведь он не нажил богатства, не строил себе яхт и дворцов. Вся выгода от беззаветной деятельности Николая Путилова досталась его государству и его народу.
Но, может быть, это и есть истинный, неподвластный времени критерий успеха?
Вот такие великие личности подавали всегда пример деятельности во благо Родины и не приписывая результаты себе. Вот этим и могуча Наша РОССИЯ.Таких самоотверженных Людей было всегда много на разных уровнях в России. Потому Она непобедима во всех мировых баталиях. Не русский я, но россиянин.